1
Навигация

Опросы
Чем для Вас является Победа СССР в Великой Отечественной войне?

1. Только страничка в мировой истории
2. Победа явилась результатом сплочения сил граждан СССР под руководством И. В. Сталина.
3. СССР победил благодаря вступлению в войну сил союзников.
Затрудняюсь ответить


» » Шипов Константин Николаевич - ТАНКИСТЫ – НА БЕРЛИН!
Шипов Константин Николаевич - ТАНКИСТЫ – НА БЕРЛИН!
Родился 26 мая 1922 года в городе Оренбурге.


Шипов Константин Николаевич - ТАНКИСТЫ – НА БЕРЛИН!
Мои школьные годы, полные пионерских и комсомольских забот, занятий в спортивных, художественных, учебных, а позже и оборонных секциях и кружках, прошли в Саратове, Москве, деревне и досрочно завершились в довоенном городе танкистов Саратове. 16 февраля 1940 года, за год и четыре месяца до начала Великой Отечественной войны, прямо со школьной скамьи из 10 класса, замещая убывших на финский фронт танкистов, вместе с шестью сверстниками-одноклассниками стал в строй курсантов 2 роты 1 командного батальона 2 Саратовского танкового училища. Меня, как семнадцатилетнего, приняли условно. До совершеннолетия.
Фашистская Германия, только что сокрушив Польшу, обосновалась на наших западных рубежах и, не скрывая своих замыслов о нападении на нас, уже практически осуществляла их, всячески поддерживая финнов в советско-финляндской войне. В такой обстановке, мирные планы об окончании средней школы и поступлении в институт оставалось отложить до лучших времен, а, пока позволяет обстановка, успеть подготовиться профессионально к смертельной схватке с врагом по защите Отечества.
Военная наука осваивалась легко. Воинская дисциплина воспринималась без осложнений. В целом воинская служба не была обременительной. С наступлением весны стал капитаном футбольной команды батальона, затем училища. А по весне 1941 года возглавил команду Саратовского гарнизона, начавшую подготовку к матчам на первенство ПриВО. Стал непременным участником всех внутриучилищных и выездных концертов художественной самодеятельности. Был секретарем комсомольской организации батальона. Учебные дисциплины на нужные и ненужные не делил. Все было важно. Охотник с 12 лет, особую слабость питал ко всем видам стрельб, как из танкового, так и стрелкового и личного оружия. Любимыми предметами стали тактика, топография, вооружение и техника.
Расчеты оправдались. К 22 июня 1941 года, заканчивая училище с отличием, уже с 15 июля вступил в командование курсантским взводом в составе 30 человек, призванных из запаса. Еще до выпуска этого взвода меня назначили адъютантом 1 курсантского батальона и досрочно присвоили звание старшего лейтенанта. В 1942 году по возвращению из подготовительных военных лагерей состоялось мое новое назначение. 20-летнему старшему лейтенанту доверили преподавание тактики в трех взводах 3 курсантского батальона. По выпуску этих курсантов мне поручают завершить занятия по тактике еще на одном потоке, также из трех взводов, вместо преподавателя, убывшего на стажировку. Итак, до конца 1943 года Константин Шипов, бывший ученик 10 класса 28 Саратовской средней школы принял непосредственное участие в подготовке для фронта 210 офицеров-танкистов, что по численности равно количеству командиров танков в танковом корпусе. Сетовать на условия жизни и работы в приволжском Саратове не приходилось. Удручало только то, что до сих пор не удалось принять непосредственного участия в боевых действиях на фронте. Рапорта об этом и в 1942 и в 1943 годах остались без удовлетворения.
Наконец, ценою непростых усилий и обстоятельств, мне удалось добиться направления на фронт. Но… Должность адъютанта старшего 267 (1) тб 23 тбр 9 тк 1 БФ, на которую я прибыл согласно московскому предписанию 8 марта 1944 года, оказалась занятой. И, чтобы избежать направления в резерв, я согласился на временное назначение командиром танковой роты с последующем переводом на штабную работу. В составе 23 тбр прошел боевой путь от Минаевщины, что юго-восточнее Гомеля, до Берлина, с единственной пятидневной отлучкой по ранению в госпиталь. Одна за другой состоялись Белорусская, Варшавско-Познанская, Восточно-Померанская и Берлинская операции.
А началось все с того, что, представляясь командиру 267(1) танкового батальона предложил, если необходимо, приступить к проведению занятий с офицерами по тактике. Инициатива была одобрена. Так, еще до начала боев, преподавательский опыт нашел реализацию сначала на занятиях по отработке нескольких тем пеше по-танковому, затем, с получением танков на занятиях-учениях, в ходе которых осуществлялось сколачивание штатных взводов, рот и батальона в целом. С выходом в выжидательный район, в соответствии с вышестоящим распоряжением, на ящике с песком мною был изготовлен макет местности на всю глубину Белорусской операции для проведения занятий со всем офицерским составом.
Боевое крещение, уже в качестве адъютанта батальона, получил, участвуя в отражении ночной психической атаки пьяных, обезумевших немцев, пытавшихся прорваться к реке Березине через боевой порядок нашего батальона, замыкавшего внешнее кольцо окружения противника на шоссе Могилев-Бобруйск. Там же, заметив отход дрогнувшего соседнего мотострелкового подразделения, бросился ему навстречу. Голосом и выстрелами в воздух, привлекая общее внимание, помог всем занять позиции между танками.
Последовательно прошли бои по освобождению Бобруйска, Осиповичей, Шацка, Минска. Тем временем в штабе бригады погиб офицер связи и мне было предложено занять его место. Сменив штабной ГАЗик на юркий подвижный «Виллис», постоянно рискуя собственной жизнью, колесил по истерзанной белорусской земле от Барановичей до Буга, севернее Бреста, выполняя нескончаемые срочные задания и боевые поручения.
В свой батальон возвратился в должности адъютанта старшего. Предстоял непростой итоговый отчет по личному составу. Из 125 человек на начало операции в батальоне осталось 25 человек. Кто погиб, кто в госпитале, кто передан в другие части с машинами. Главные заботы - это захоронения и извещения о погибших, а также наградные листы на отличившихся в боях. В межоперационный период заметным событием явилось участие батальона в армейских учениях по взаимодействию танков и авиации. Придет время и этот опыт окажется бесценным.
В этот же период, в целях совершенствования управления батальоном в ходе боевых действий, по инициативе начальника штаба (так теперь именовался адъютант старший), командир батальона принял решение о выделении штабу на предстоящую операцию одного радийного танка. С прибытием маршевых рот такой танк был определен. На нем состоялись профилактические работы по подготовке радиостанции, а с экипажем были проведены специальные занятия. Для радиообмена между начальником штаба, находящимся на танке, и его помощником, следующим на штабной машине, была разработана отдельная таблица радиосигналов. В результате, благодаря совместному нахождению командира и начальника штаба с танками, значительно улучшилась организация управления батальоном в бою. Ускорилось прохождение команд. Ужесточился контроль за их исполнением. Возросла информированность командира о боевой обстановке. Последний в существенной мере высвобождался для непосредственного руководства боем. Например, каждый раз с выполнением батальоном задачи дня, основные заботы по приведению подразделений в порядок и по подготовке их к следующему боевому дню, стал брать на себя начальник штаба. Он же решал все вопросы боевого обеспечения.
Свидетельством высокой эффективности совместных действий командира и начальника штаба явилось освобождение крупного польского города Лодзь без единого выстрела и без потерь. Танки батальона ворвались в город в предрассветных сумерках, совершив перед этим по территории, занятой противником многокилометровый бросок, в непогоду, при отсутствии заметных ориентиров. Оборонявшие город немцы были ошеломлены и растеряны.
Но была в очень своевременном и важном акте выделения танка штабу существенная правовая незавершенность, не зависящая от командира батальона. Выделенный танк оставался штатным в строевом подразделении и в этом качестве, при развертывании подразделения для боя, он должен был занять свое место в боевом порядке. Находившиеся в это время в нем штабные работники должны были покинуть машину. А это уже момент психологический. Вроде бы оставляешь товарищей в трудную минуту. И я в этих случаях оставался вместе с экипажем. Так было под Сыдулом, вблизи от Радома, так случилось и на площади в польском городе Калиш. В первом случае все обошлось благополучно. Контратака немецких танков была отбита. Во второй раз обстоятельства оказались сложнее. Пяти танкам из разных батальонов, оказавшимся по случаю вместе, по приказанию заместителя командира бригады пришлось выдержать неравный бой с противником на городской площади в полном окружении. Сражались отчаянно и не без успеха. Пока было чем и из чего стрелять... Я покидал подбитый танк последним под улюлюканье немецких солдат, приближавшихся цепью и стрелявших в меня на ходу. В одном из дворов укрылись все, кто остался в живых. И мне, старшему лейтенанту, оставалось только взять на себя инициативу и попытаться вывести всех из окружения. Что и было сделано. Вышедшие из окружения танкисты продолжили свою боевую службу. А вскоре возвратились в строй после восстановления и подбитые танки.
Невосполнимой утратой явилась нелепая гибель недалеко от города Лодзь любимого всеми командира батальона майора Евгения Дышеля. Этому дорогому человеку и талантливому командиру я обязан награждением орденом Красной Звезды за участие в Белорусской операции.
Восточно-Померанская операция осталась в моей памяти прежде всего потому, что здесь моим уделом стала не только штабная, но и командно-боевая работа. 23 тбр трудно, но настойчиво продвигалась к городу Альтдам, расположенному в устье реки Одер на восточном берегу Штетинского залива. Овладение тремя мостами, находящимися в районе этого города, означало полную изоляцию немецкой группировки в Прибалтике по сухопутью. Только что погиб офицер, возглавлявший боевую группу обеспечения выдвижения, когда командир бригады приказал мне срочно принять эту группу и продолжить ее работу. В задачу группы входила не только разведка маршрута, но и, по возможности, производить расчистку его от немецких засад.
Как известно, засада - способ боевых действий с исходными преимуществами противника во внезапности и изначальной изготовленности к бою. Первостепенное значение для нашей группы стало умение опережать врага в обнаружении, в открытии огня, в применении обманных маневров и различных средств иммитации. В первую очередь следовало убедиться в безотказности системы вызова артиллерии и авиации. При встрече с засадой, на скорую помощь со стороны бригады рассчитывать трудно. А атрналет или авианалет может существенно помочь через считанные минуты. Стоит только сообщить на танк командира бригады координаты цели. Это было убедительно показано еще на совместных учениях в Польше во время формировки. И все-таки избежать участи быть подбитым не удалось.
Состоялось общебригадное офицерское совещание, на котором было объявлено, что старшему лейтенанту Шилову поручается обеспечить выдвижение бригады на исходные позиции для генеральной атаки на Альтдам. В течение трех последующих дней, которые для 23 тбр стали завершающими в Восточно-Померанской операции, бывшему преподавателю тактики 2 СТУ предстояло организовать и провести три частных атаки по овладению исходным районом для генеральной атаки на Альтдам, осуществить боевую разведку обороны противника перед этой атакой и восстановить, как оказалось позже, трагически захлебнувшуюся генеральную атаку.
Во время первых двух частных атак удалось, ценой одного подбитого танка, захватить ближайший населенный пункт. Но при попытке сходу овладеть следующим «дорфом» были подбиты сразу все три танка боевой группы. Стало ясно, что перед нами не обычная немецкая засада, а настоящая оборонительная позиция в системе подготовленной полосы боевого обеспечения. Воспользовавшись радиостанцией находящегося поблизости тяжелого танка, я доложил о создавшейся обстановке командиру бригады. В ответ незамедлительно прибыли три исправных танка. Рядом, как сказано выше, находится тяжелый танк из соседней части. По инициативе сверху на усиление прибывает изрядно поредевшая стрелковая рота. Срочно увязываю взаимодействие для проведения третьей атаки. Дважды мною вызывается артиллерия, которая работает на совесть. Во второй раз одновременно была также запрошена авиация. Три «Ила», в соответствии с запущенными для целеуказания ракетами, трассами реактивных снарядов буквально как крышей накрывают поляну, на которую, вслед за ведущими огонь танками, устремилась цепью стрелковая рота. Сзади, поддерживая тех, кто впереди, ведет огонь, не жалея снарядов, тяжелый танк. Цель достигнута. Уже без потерь захвачена часть населенного пункта, которая и стала исходным районом для генеральной атаки на город Альтдам.
Ночью перед генеральной атакой наша группа была усилена двумя танками. И впятером, плюс та же стрелковая рота, в предрассветных сумерках мы выступили на разведку противника боем. Ближе к рассвету развернулись в линию. Но стоило только заняться утру, как со всех сторон был открыт ураганный огонь. Двигаюсь на танке, ведущем огонь, активно фиксирую огневые точки противника. Когда картина стала ясна, группа, захватив с собой уцелевших танкистов сгоревшей машины, возвратилась на исходные позиции. Результаты боевой разведки были доложены заместителю командира бригады и офицерам штаба.
В назначенный час после артиллерийской подготовки вместе с пехотой в генеральную атаку пошли танки 1 и 2 танковых батальонов бригады. В 3 батальоне на этот час исправных танков не было. Немцы на родной земле сопротивляются отчаянно. Час от часу крепчал огонь их армейской артиллерии и минометов. Темп атаки начинает замедляться. А когда в дело вступила морская береговая, а возможно и корабельная артиллерия, обстановка
становится критической. На косогоре растет число подбитых танков. Некоторые уже горят. А в определенный момент из поля зрения пропали все исправные танки. Командир бригады, его заместитель и офицеры штаба в недоумении. Где танки и где два командира батальонов?
Только что прибыл из ремонта единственный исправный танк 3 батальона, и я уже садился на него для следования в район боя, когда командир бригады приказал мне любой ценой найти пропавшие танки и двинуть их для продолжения атаки. Потребовав немедленно войти с ним в радиосвязь, он ни на секунду не отпускал меня в эфире, пока я не передал, что вижу эти танки. Действительно, я их нашел, причем там, где ожидал. Прилежащую местность я оценил еще во время боевой разведки.
В лощине, где укрылись танки, меня встретил командир 2 батальона. Он без слов понял, зачем я прибыл, и сразу включился в работу по предлагаемому мной плану, который в последние дни был, в принципе, проверен неоднократно. Сначала, в составе трех танков, включая мой, создавалась боевая группа восстановления атаки. Затем детально отрабатывалось взаимодействие внутри этой группы, начиная с построения исходной колонны, особенностей начала движения каждой машины с одновременным ведением огня и взаимной поддержки, включая установление порядка выхода на основное направление атаки. Движение прихошлось начинать рядом с горящим танком, подбитым до нашего прибытия. Далее определялись цели для поражения вызываемой артиллерии и авиации. Одновременно уточнялись сигналы целеуказания самолетам. Общее управление действиями по восстановлению атаки, включая вызов огня, я брал на себя, опираясь на поддержку и помощь со стороны командира 2 батальона.
Задача по восстановлению генеральной атаки была выполнена. Овладев очередным населенным пунктом и продвинувшись на два-три километра, танки, без потерь, вышли на ближайшие подступы к городу, где, по очередной команде, были остановлены. Во время совместной рекогносцировки командир 2 батальона был ранен. Не теряя времени, я вынес его из-под огня противника в находившийся в ста метрах кирпичный сарай. Здесь вместе с экипажем оказали ему первую помощь. Затем его поместили в командирский танк, который отправился в медсанвзвод. А я продолжил работу по размещению всех танков в готовности к возможному продолжению наступления. Была организована круговая оборона, охрана и наблюдение. В одном из подвалов развернул пункт управления, где постоянно находились связные от всех подразделений. Маневр танков не был не замечен окружающими.
Первым к нам примкнули штрафники. Мы помогли им с патронами и даже снабдили гранатами. Они рвались в бой. Взятие Альтдама для них означало реабилитацию по службе и восстановление в немалых воинских званиях. Распределили их по танкам на случай возможного десантирования. Командир возвратившегося танка передал, что командир бригады доволен тем, что атака была восстановлена и в связи с ранением командира 2 батальона мне приказано принять командование над всеми находящимися здесь танками. Быть на связи. Следующим появился офицер артиллерист с двумя орудиями. Просьба разместиться вместе до выяснения обстановки. Пока суд да дело, все вместе обсудили возможные варианты совместных действий, если наступит команда вперед. Но все оказалось проще. Уже в сумерках прибыл офицер связи штаба бригады и передал мне приказ о выводе всех танков в бывший исходный район для наступления. Тепло попрощавшись с штрафниками и артиллеристами, отправился в путь. На утро, по окончании 12-часового командования всеми танками бригады в бою, обратился к своим прямым обязанностям начальника штаба 3 танкового батальона. Позже, еще до выхода на Кюстринский плацдарм, командир бригады при случае сказал, что представил меня к награждению орденом Красного Знамени.
На Кюстринский плацдарм я прибыл за неделю до начала Берлинской операции. Причем в качестве начальника штаба 2 танкового батальона. Редкий случай за один год поочередно возглавлять штабы всех трех танковых батальонов бригады. На этот раз батальон, как и вся бригада, новых танков не получал, а комплектовался за счет отремонтированных машин, которые по мере готовности поступали прямо на плацдарм. И в каждой из них, как правило, недоставало по 2-3 человека. Командиры танков, наводчики, механики-водители подбирались и назначались из числа специалистов танкистов с учетом взаимозаменяемости. Остальные члены экипажей срочно готовились из солдат и сержантов бригадного батальона автоматчиков. Из тех, кто неоднократно десантировался на танках и имеет опыт оказания помощи танкистам в обслуживании машин. Здесь же, на плацдарме, организовывались занятия по сколачиванию экипажей, тренажи в действии при оружии и даже стрельбе.
Как всегда, нескончаем объем работ по доведению боевых задач, проведению рекогносцировок, обеспечению офицеров картами, схемами, таблицами, другими информационными материалами, по проведению различных инструктажей, занятий и совещаний, делал я. Неизгладимый след остался от общеофицерского совещания, состоявшегося 15 апреля вечером, на котором в окончательном виде была доведена задача бригады на Берлинскую операцию и зачитано обращение Военного Совета о том, что воинам 1 Белорусского фронта Родина поручила добить фашистского зверя в его логове - в Берлине.
Наступление началось после мощнейшей артиллерийской подготовки и сокрушительного авиационного удара. Активная артиллерийская и авиационная поддержка оставались неизменными на всем протяжении операции. Тем не менее, темп продвижения войск, и в том числе танков, оставался невысоким. Сопротивление немцев на всем протяжении было ожесточенным. В один из моментов, перед залесенным участком, батальон был даже остановлен сильным противотанковым огнем. Оставалось затянувшуюся огневую дуэль заменить решительной атакой. Командир батальона, не раздумывая, выдвигается в лощину вблизи опушки, где находится противник. Моя задача туда же, в лощину, направить поочередно все остальные танки батальона с условием преодоления открытого участка местности на высоких скоростях в клубах пыли и дыма. Маневр удался. Сопротивление противника было подавлено ближним огнем.
В Польше, в немецкой Прибалтике четыре раза мой танк подбивали в бою. Но все обходилось для меня только контузиями. На этот раз, 20 апреля, при получении задачи вне танка ранило основательно. На месте, в медсанвзводе, в медсанбате и, наконец, в госпитале за Одером состоялись операции по извлечению осколков. Но на второй день раненый уже стал учиться передвигаться на костылях. А на пятый день, воспользовавшись попутной машиной, вырвался в свой батальон. Не упускать же возможность завершить войну в Берлине! К костылям привык. А перевязываться можно и в медсанвзводе.
23 тбр двумя батальонами, взаимодействуя с полками прославленной 150 стрелковой дивизии, упорно продвигалась с северной окраины города к центру, в сторону рейхстага. 2-ой танковый батальон во взаимодействии с подразделениями наступающих частей, в том числе, 756 сп, воины которого вскоре водрузят знамя Победы над рейхстагом, овладевая одним кварталом за другим, неотвратимо приближался к мосту Мольтке через реку Шпрее, находящемуся в нескольких сотнях метров от цитадели фашистского рейха. Целыми днями я находился на улице, организуя совместные действия танков со стрелковыми подразделениями, по преодолению заграждений, перекрестков, по подавлению отдельных очагов сопротивления, по организации охраны и обороны на достигнутых рубежах в ночное время и т.п. Наконец, совместными усилиями мост Мольтке 30 апреля был взят. И сразу же стрелковые подразделения, вместе с артиллерией, устремились к рейхстагу. Танки через поврежденный мост сначала не пустили, боялись обрушения. И эта вынужденная задержка обернулась для нас, танкистов коротким памятным событием. По инициативе армейского командования все члены экипажей танков, направлявшихся для перехода через мост, как участники штурма рейхстага были одарены швейцарскими часами, которые предназначались офицерам вермахта как подарок Гитлера за взятие Москвы в 1941 г. А исполнил этот дружественный акт солдат минометчик…
Преодолев мост с выходом в парк Тиргартен, куда здание рейхстага обращено тыльной частью, танки занялись уничтожением уцелевших огневых точек. После чего мы встали заслоном против возможных контратак окруженных гитлеровцев. Приблизиться к зданию рейхстага им не позволяла траншея строящегося метро, заполненная водой из реки. Хотя попытка была и стоила сгоревшего танка.
Во второй половине дня 1 мая было приказано срочно представить пятерых танкистов к званию Героя Советского Союза. По телефону необходимые данные сообщили сразу. А как быть с наградными листами? Штабная машина, вся документация и печать на территории тюрьмы Моабит. До нее свыше двух километров охваченной пламенем Альт-Моабитштрассе. На дворе поздний вечер, темно. Эх, где наша не пропадала! Особенно трудно было преодолевать площадь перед тюрьмой и вбежать в калитку. Разрывы на брущатке не прекращались ни на минуту. Вот где пригодился белорусский опыт по преодолению обстреливаемых участков. Наградные листы были сданы своевременно. Вообще приятно, что с моей легкой руки двое танкистов стали Героями, а один - полным кавалером Орденов Славы всех трех степеней.
На этом заканчивалась фронтовая деятельность бывшего десятиклассника, бывшего курсанта, командира взвода и преподавателя тактики танкового училища, а ныне начальника штаба танкового батальона старшего лейтенанта К.Н. Шипова. Долг перед Родиной, во исполнение которого за год и четыре месяца до начала Великой Отечественной войны я встал в строй был выполнен. Задание Родины, с началом войны готовить офицерские кадры для фронта, было исполнено сполна. Чести лично сражаться с врагом на фронте добился, не смотря ни на какие трудности. Свои возможности, как профессионального военного, как преподавателя тактики стремился реализовать в боевых условиях с предельной отдачей знаний, способностей, сил и здоровья. За чинами и наградами не гонялся. Некоторые сами нашли меня. Другие остались на совести начальников, например, за участие в Берлинской операции и штурме рейхстага или за участие в Варшавско-Познанской операции и вывод из окружения пяти экипажей танков. Не изменилось за это время и воинское звание.
Возвращаясь к отложенным перед войной планам, в первую очередь сдал экстерном экзамены за 10 класс в советской дрезденской средней школе Группы Советских оккупационных войск в Германии. Затем, последовательно сдав предварительные и вступительные экзамены, поступил на инженерный факультет Военной академии Бронетанковых и Механизированных войск. С первого курса стал Сталинским стипендиатом и в 1953 году окончил академию с золотой медалью. По выпуску пожелал служить в войсках и через три года стал заместителем командира 73 мотострелковой дивизии по технической части. В предельные 36 лет поступил в адъюнктуру своей академии, чтобы до 1979 года оставаться на преподавательской работе. Осуществил руководство 87 дипломными работами, из них 25 на реальном производстве. Подготовил 4 кандидата технических наук. Имею научные труды и изобретения. Участник становления подготовки военных инженеров на Кубе. Неоднократный участник экспертной комиссии по продаже нашей бронетанковой техники за рубеж. В составе Управления Начальника танковых войск провел аналитическое исследование во время всеармейских тыловых учений в 1968 году. Посредник по бронетанковой службе на многих окружных учениях и маневрах. По увольнению в запас, в течение 12 лет, работал доцентом кафедры в Московском институте стали и сплавов. С резким ухудшением здоровья оставил работу, оставаясь в активе ветеранской организации как в институте, так и по месту жительства. Награжден 5 орденами и 20 медалями.


--------- Х Х Х ---------

В 1996 году, в ответ на предложение принять участие в деятельности районного совета ветеранов Крылатского, мною было выражено желание включиться в работу, связанную с патриотическим воспитанием молодежи. Она началась с упорядочения организации шефских связей первичных ветеранских организаций со школами, расположенными в микрорайонах. Были оживлены и расширены контакты с руководителями школ, а за каждой из них, для повседневной шефской работы, состоялось закрепление кураторов из числа подготовленных ветеранов. В свою очередь, кураторы школ составили районную ветеранскую комиссию по работе среди молодежи во главе с председателем, что было утверждено советом ветеранов района Крылатское. В последующем были разработаны и утверждены перечни функциональных обязанностей членов и председателя комиссии. В заключение впервые был составлен годовой план работы этой комиссии. Последнее оказалось совсем непростым делом ввиду отсутствия как единого положения о патриотическом воспитании молодежи, так и систематизированных методических рекомендаций по организации, планированию, формам и методам проведения этой работы.
В инициативном порядке, за основу была принята форма годового плана работы из шести разделов: организационно-методические мероприятия, мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию (ВПВ) и начальной военной подготовке (НВП) молодежи, мероприятия по становлению и развитию школьных музеев, мероприятия по совершенствованию взаимодействия с административными и общественными организациями.
По принятому плану в основу патриотического воспитания заложено обязательное личное активное участие всех учащихся в чествовании знаменательных судьбоносных событий в жизни нашей Родины. В течение учебного года предусматривается чествование 4-6 таких событий. Планом также предусмотрено, что чествование каждого события является не единовременным актом, а реализацией комплекса по меньшей мере из трех обязательных групп мероприятий: мероприятий по освещению события (различные по форме уроки мужества и дополнительные формы и средства информации); мероприятия по расширению и углублению знаний о чествуемом событии в истории Отечества (сочинения, очерки, статьи, тематические экскурсии); мероприятия по выражению долга Памяти защитникам Родины и утверждению преемственности поколений (приглашение боевых знамен на уроки мужества, проведение вахт Памяти, возложение венков и цветов к памятникам и обелискам, посещение с поздравлениями участников ВОВ и тружеников тыла на дому, установление и развитие шефских связей с кадровыми воинскими частями и учреждениями, деятельность поисковых отрядов, смотры, соревнования, выставки, участие в митингах, демонстрациях, манифестациях и т.д.).
Установившимися требованиями к проводимым мероприятиям являются их актуальность, содержательность и целеустремленность, массовость, организованность, непрерывность при обязательной сохраняемости положительных результатов каждого проведенного мероприятия. В речах, демонстрациях и действиях должно быть только то, что способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению долга и обязанностей по защите интересов России. Славословие и пустословие как и бесполезная трата времени здесь недопустимы.
С самого начала деятельность комиссии проводилась в тесном контакте со специалистами районной администрации, служебно ответственными за работу среди молодежи. В апреле 1999 года, в целях дальнейшего совершенствования патриотической работы с молодежью, повышения ее качества и достижения большей оперативности, было принято решение о создании районного совета по патриотическому воспитанию молодежи под председательством заместителя главы управы. В рамках этой комиссии руководство патриотической работой с молодежью в учебных заведениях возлагалось на служебные органы районной власти, управления образования и учебных заведений при сохранении активного влияния на организацию и содержание проводимой работы со стороны районной ветеранской организации. Своевременность и актуальность создания такого совета была подтверждена в последующем Постановлении Правительства РФ от 16.02.01 №122 и Правительства Москвы от 26.03.02 №228-ПП. С созданием районного совета деятельность ветеранской комиссии стала более предметной и целеустремленной ввиду упрощения решения организационных вопросов. Патриотическое воспитание молодежи стало носить всеобщий и обязательный характер. Поэтому учебных классов и учащихся, не охваченных уроками мужества, проводимыми при чествовании знаменательных событий, быть не может.
Опыт тринадцатилетней совместной работы ветеранской комиссии с коллективами девяти школ (63, 713, 1127, 1128, 1129, ИЗО, 1132, 1133, 1304) и детского дома №17 района Крылатское убедительно свидетельствует об активном и заинтересованном отношении этих учреждений образования к патриотическому воспитанию молодежи. За прошедшее время практически не было разногласий ни в выборе чествуемых событий, ни в определении состава осуществляемых мероприятий, ни в установлении сроков их проведения. Всегда оставалось обоюдным стремление к успешному проведению этой непростой, но важной работы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Просмотров: ( 2376 ) Комментариев: ( 0 )

Рейтинг@Mail.ru