1
Навигация

Опросы
Чем для Вас является Победа СССР в Великой Отечественной войне?

1. Только страничка в мировой истории
2. Победа явилась результатом сплочения сил граждан СССР под руководством И. В. Сталина.
3. СССР победил благодаря вступлению в войну сил союзников.
Затрудняюсь ответить


» » Бучнев Иван Васильевич - УРОВЦЫ* ПЕРЕШЛИ ОТ ОБОРОНЫ В НАСТУПЛЕНИЕ
Бучнев Иван Васильевич - УРОВЦЫ* ПЕРЕШЛИ ОТ ОБОРОНЫ В НАСТУПЛЕНИЕ
*УР — сокращенно Укрепленные районы (Укрепрайоны)
Родился 5 января 1923 года в селе Шуриновка Воронежской области в семье сельского механика-самоучки.


Бучнев Иван Васильевич - УРОВЦЫ* ПЕРЕШЛИ ОТ ОБОРОНЫ В НАСТУПЛЕНИЕ
Родился 5 января 1923 года в селе Шуриновка Воронежской области в семье сельского механика-самоучки. Отец имел всего 4 класса образования, но, в отличие от своих односельчан, прекрасно изучил только что появившиеся в нашей стране тракторы американского производства «Фордзон». При царском режиме в стране не было заводов по производству автомобилей, тракторов и другой техники. В 1917 году на всю страну было всего несколько сот таких машин иностранного производства. В те далекие времена пшеница и все другие злаковые, а также огородные культуры возделывались с использованием лошадей, сохи, простейших сеялок и тяжелого ручного труда крестьянского населения. С организацией в деревнях коллективных хозяйств (колхозов) остро возникла потребность в тракторах. Уже первые образцы этой техники, появившиеся в молодых колхозах, показали, что без механизации сельского хозяйства получить высокие урожаи невозможно. Отец с радостью поступил на курсы механиков и в 1930 году въехал в колхозную усадьбу на новом тракторе «Фордзон». Вся деревня с огромным любопытством рассматривала эту новинку. Из-под движущегося плуга шли борозды распаханной земли. За рулем сидел отец, а я (семилетний мальчуган) гордо восседал рядом с ним. Занимался отец и созданием в колхозах мукомольных установок, где главным агрегатом был дизель, работавший на самом дешевом топливе - мазуте. Я, как и мой старший брат, были рядом с ним, работали на этих установках, и конечно, полюбили эту технику, что, и определило мою судьбу в послевоенный период - я стал инженером-автомобилистом.
22 июня 1941 года. Известие о вероломном нападении фашисткой Германии на нашу страну застало меня, выпускника средней школы № 11 города Воронежа, сразу после выпускного вечера. Через три дня после начала войны, учитывая высокие оценки в школе по математике, военкомат направил меня в Тамбовское артиллерийско-техническое училище, где я проходил подготовку до февраля 1942 года. Война перечеркнула мечты и желания на будущее всех ребят моего поколения. Мы все были направлены на защиту своей Родины: одни сначала на учебу в военные училища разного назначения, другие - рядовыми, младшими командирами в стрелковые, артиллерийские, танковые и инженерные войска. Во всех военных училищах, в том числе и в Тамбовском, занятия проходили очень напряженно, ежедневно, без выходных, по 12-14 часов в сутки. Помню, ежедневно перед отбоем в 22.00, личный состав выстраивался для вечерней поверки. После оглашения фамилии и ответа курсанта «Я», некоторые прямо в строю, засыпали от усталости до окончания поверки. Изучались артиллерийское вооружение, тактика, топография, боеприпасы, инженерное дело. Систематически проводились полевые занятия и тактические учения. Одним словом, учили тому, что необходимо на войне.
В таких же нелегких условиях упорно и настойчиво овладевали военным делом и другие мои сверстники. Володя Королев и Коля Зайцев учились в Ленинградском артиллерийско-техническом училище, Толя Королев - в авиационном, Нинель Глушков - в танковом, Алексей Мякишев - в пехотном, Саша Роговский - в автомобильном. Девушки, одноклассницы, каждый день рыли противотанковые рвы и оборонительные сооружения. Работали днем и ночью, на ладонях этих девчушек были кровяные мозоли. Особо отличились комсомолки Ира Рязанцева, Валя Глушко, Нина Грошева и др. В их числе была и Валя Романенко, которая после войны стала моей женой. В любви и согласии мы живем с ней более 57 лет. На защиту своей Родины встала вся страна. В тылу, в тяжелых условиях, в городах и селах шла трудовая вахта. На заводах, в колхозах люди работали по 15-18 часов. У станков люди спали, ели, отдыхали. Лозунг был один: «Все для фронта, все для Победы! Победа будет за нами!» Мой старший брат Николай вместе с авиационным заводом был эвакуирован из Воронежа в Узбекистан - Фергану, где через считанные дни завод начал выпускать авиационные двигатели. Брат всю войну по 14-16 часов находился в цехе по испытанию авиационных двигателей.
К осени 1941 года немецко-фашистские войска, неся огромные потери в живой силе и технике, подошли к столице нашей Родины — Москве. Командование Красной Армии, учитывая сложившуюся обстановку (возможность оставления Москвы и прорыва противника в направлении Урала), приняло решение об эвакуации нашего училища в Саратов. Зима настала рано, в ноябре стояли суровые морозы и снежные бури. В этих тяжелых условиях курсанты училища, в том числе и я, в пешем строю шли по проселочным дорогам на восток - в Саратов. Каждый курсант был нагружен помимо винтовки и противогаза - учебниками, пособиями, комплектом постельного белья. При 30-40 градусах мороза мы ежедневно проходили по 30-35 км, в легких шинелях и в суконных пилотках. Чтобы не обморозиться, мы шили себе наушники из кроличьих шкурок, которые охотно дарили нам жители сел, по которым проходил наш путь. К счастью, никто из курсантов не пострадал от трескучих морозов. Так началась суровая военная служба для молодых ребят, вчерашних школьников.
Пока я учился, командование Красной Армии разработало и затем осуществило окружение и последующее уничтожение немецких войск под Сталинградом. Для успешной обороны и последующего разгрома немцев в ходе Сталинградской битвы, необходимо было создать надежные оборонительные рубежи вдоль Волги до Астрахани, чтобы исключить возможный прорыв немецких войск за Волгу. В числе других войсковых частей, выполнявших эти задачи, был и наш отдельный пулеметно-артиллерийский батальон в составе 116 Укрепрайона, куда я был направлен после окончания училища. Окончив училище в звании «воентехник 2 ранга» (в петлицах гимнастерки мы носили два красных кубика), я был назначен на должность начальника артиллерийско-технического снабжения батальона. Не имея никакого опыта, в условиях военного времени мне удалось успешно справился с формированием батальона и последующей службой по обеспечению его вооружением, боеприпасами и другим техническим имуществом.
Батальоны Укрепрайонов, в отличие от стрелковых частей, имели при сокращенном личном составе, большее количество огневых средств. В состав нашего Укрепрайона входило 6 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, каждый батальон имел 4 артиллерийско-пулеметных роты. В каждой роте, при сокращенной численности огневых расчетов, была батарея из 2-х 76-мм и 2-х 45-мм орудий, взвод 82-мм минометов, четыре станковых пулемета «Максим», четыре ручных пулемета, четыре противотанковых ружья (ПТР). Каждый боец имел 7-62-мм карабин, офицер - пистолет «ТТ», позднее автомат (ППШ). В штабе батальона была только одна автомашина, знаменитая «полуторка» - ГАЗ-АА, поэтому подвоз боеприпасов и другого имущества осуществлялся конными повозками. При переходах на новые позиции, весь личный состав, в том числе и командиры, шел пешком. Иногда протяженность таких переходов доходила до 30 км в сутки. Орудия так же перевозились на конной тяге, минометы на повозках, остальное вооружение - на плечах солдат и сержантов. Конечно, личный состав испытывал огромные физические нагрузки: надо было, например, на своих плечах нести станковый пулемет «Максим», который вместе с пулеметными коробками весил более 100 кг. Этот груз несли 3 бойца, помимо этого, имея за плечами винтовку, вещевой мешок и противогаз. Было очень тяжело… Но мы справлялись…
В ходе битвы под Сталинградом в 1942 г. наш батальон занимал оборонительный рубеж от правого берега Волги (40 км от Астрахани) вглубь Калмыцких степей. В его задачу входило не допустить прорыва немецких войск к Астрахани и обхода Сталинграда. Надо сказать, что этот рубеж создавал трудности не только для наступающих, но и для обороняющихся. Почти непроходимые, глубокие и подвижные пески, отсутствие каких-либо дорог, водных источников, какой-либо растительности (только саксаул и колючие травы), дневной зной и ночной холод - все это мешало работе по оборудованию наших огневых позиций. Для подвоза питьевой воды с Волги, продовольствия, фуража и боеприпасов, использовались верблюды (они были в штате нашей части). Эти животные оказались своенравными и мои подчиненные не умели с ними обращаться. По счастью, нашлись трое казахов, которые в короткое время научили русских бойцов обращению с верблюдами. Навьюченных животных, с грузом ящиков с 76-мм снарядами, минами и патронами по сыпучим барханам направляли в глубь обороны к огневым позициям орудий и минометов. Но это было не легко: дикие верблюды, в отличие от домашних, не выполняли команд, или не шли, или не опускались на колени, чтобы их завьючить. Все эти тяготы наши воины перенесли мужественно и свою задачу успешно выполнили. Немцы неоднократно пытались прощупать наши позиции, но точным прицельным огнем мы смогли уничтожить все их разведгруппы.
Сталинградская битва по праву считается крупнейшим военно-политическим событием всей Второй мировой войны. Именно Сталинградская победа предопределила начало распада фашистского блока, изменила обстановку на всем советско-германском фронте, позволила нашему командованию развернуть стратегическое наступление по всем направлениям по разгрому врага, захватившего большую территорию нашей страны, что и было сделано в результате последующих ударов наших Вооруженных сил.
Особое место в ходе войны занимает Курская битва. Ставка Верховного Главнокомандования своевременно разгадала план немецкого летнего наступления и заблаговременно организовала надежные многополосные рубежи обороны. Таких рубежей в глубину было не менее восьми. Наш рубеж проходил по югу Ростовской области, вблизи села Большие Салы. С первых дней на отведенном участке обороны наши бойцы, в основном ночью, готовили огневые позиции для пушек, минометов и пулеметов, отрывали блиндажи, окопы (глубиной в рост человека), сооружали многочисленные переходы. И таких окопов и траншей было вырыто бесчисленное множество. Достаточно сказать, что каждый огневой расчет 76-мм пушки (5 человек) отрыл две позиции под пушку по фронту и две позиции в глубине обороны. Позиции под орудие отрывались диаметром 12 метров и глубиной не менее 1,5 метра (для ведения кругового обстрела). Кроме того, были оборудованы укрытия для орудий, с накатом из бревен, укрытия для лошадей (глубиной до 3-х метров, также с накатом из бревен), и блиндажи для личного состава.
За два месяца оборудования рубежей от пота и напряженного труда гимнастерки и брюки наших бойцов разрывались в клочья. В таких же условиях были и мы - офицеры. Командирами батарей и взводов изучался ландшафт местности, характерные ориентиры, расстояния до них, составлялись таблицы для стрельбы по целям, как днем, так и ночью. На огневых позициях заблаговременно были выложены боекомплекты, в состав которых входили бронебойные и осколочные снаряды. На каждой огневой позиции в нишах были выложены ручные и противотанковые гранаты (Ф-1, РГД-33, РГД-40), бутылки с горючей смесью (для поджога танков противника). Как известно, немецкие войска также заблаговременно приготовились к решительному наступлению, но наткнулись на нашу стойкую и хорошо организованную оборону, которую смогли прорвать и вклиниться на незначительную глубину лишь на отдельных направлениях В этих боях фашисты понесли такие потери, что не смогли их восполнить до конца войны.
После разгрома немцев на Курской дуге наши войска овладели стратегической инициативой и стремительно начали наступление на запад. После сражения под Прохоровкой, тактика использования батальонов Укрепрайонов в ходе боевых действий изменилась: после периода обороны неподвижных защитных рубежей наши батальоны стали наступательными частями наравне со стрелковыми. И это было правильное решение командования, так как в ходе стремительных наступательных операций надо было своевременно закрепить успех наших наступающих передовых частей. Как известно, еще до войны такие формирования как Укрепрайоны, осуществляли охрану наших рубежей на Дальнем Востоке, в Закавказье, и на границе с Финляндией. Они имели ДОТы, ДЗОТы, бетонные сооружения и располагались на высотах и выгодных участках местности на направлениях вероятных ударов противника. В этих укреплениях стационарно размещались орудийные установки и минометы. Части, входившие в такие Укрепрайоны, предназначались только для оборонительных целей и не могли, если потребуется, участвовать в наступательных операциях. Однако, Укрепрайоны, сформированные в Великую Отечественную войну, имели другую организационно-штатную структуру, и как показал опыт войны, вполне успешно осуществляли наступательные действия. Примерами таких наступательных операций служит разгром немецко-фашистских войск в Курской битве, а также весь ход стремительного продвижения наших передовых частей при освобождении Донбасса, Украины и Крыма.
Особо активные наступательные действия 116 Укрепрайон осуществил при освобождении города Мелитополь, за что получил почетное наименование «Мелитопольский». Именно мы вели здесь тяжелые уличные бои. В ходе боев нашими частями удавалось захватить трофеи - немецкие лошади с повозками, автомобили и тракторы, которые сильно облегчили походную жизнь. Большим событием был и захват у противника походной кухни на конной тяге, которая заменила 100-литровые чугунные пищевые артельные котлы. Тяжелейшими маршами мы прошли по Украине до Днепра. Каждый день над нашими головами кружили немецкие самолеты.
Особо неприятными были атаки пикирующих бомбардировщиков «Ю-87». Помимо бомб и пулеметного огня с самолетов летели продырявленные пустые бочки, издававшие такие устрашающие пронзительные звуки, что нередко приводило к замешательству молодых бойцов. Потери наших войск от таких налетов были немалыми. Ведь местность в промышленных районах Донбасса и по всей территории до Днепра, была совершенно открытой, безлесной, и каких-либо естественных укрытий не было. Так, при налете вражеской авиации на колонны наших подразделений в районе села Ново-Николаевка (15 км западнее Мелитополя) было убито 11 человек, ранено - 26. В этом переходе погибли многие мои сверстники: помощник начальника штаба батальона по разведке капитан Ю.Д. Суслов, старший лейтенант И.К. Семенов, лейтенант В.М. Прохоров и др. Всех погибших похоронили на окраине этого села среди десяти уцелевших берез. При захоронении присутствовало всего трое местных жителей — бабушка 70 лет и два паренька 11-12 лет. Этим ребятишкам мы дали наказ: после войны установить на могиле обелиск с именами погибших. Эту просьбу молодые люди выполнили…
К 1944 году из 11 ребят-призывников моего выпускного класса живыми остались только трое. Под Москвой, в дни жестоких боев за столицу нашей Родины, пали курсанты Подольского артиллерийского училища - Саша Корпухин, Слава Савельев. Сгорел танкист-лейтенант Нинель Глушков, героическую смерть принял курсант Сергей Харченко. Всем этим ребятам было 17-18 лет. Они ничего не видели в свои юные годы, кроме трудностей фронтовой жизни и гибели товарищей. Мне не забыть никогда те три с половиной года фронтовой жизни и тех ребят которые погибли в годы войны. Недаром в песне поется: «...мне часто снятся те ребята»… Погибали на войне не только вчерашние школьники, но и люди старших возрастов, в том числе мирные жители. Смерть родных коснулась почти каждой советской семьи. Беда не обошла стороной и меня. Без вести пропали на войне мои дяди - Иван Савельев и Георгий Минаков, от тяжелой раны очень рано ушел из жизни брат моей жены Виктор Романенко. Мой младший брат Владимир в 1943 году, оказавшись на оккупированной территории, как и тысячи молодых людей 14-17 лет, был угнан в рабство в Германию. По дороге чудом бежал, спасся от расстрела. Домой едва дошел с отмороженными ногами и руками; невыносимые боли обмороженных ног и рук не прекращаются и сейчас.
С выходом наших передовых частей в Правобережную Украину, 116 Укрепрайон занял оборону на левом берегу Днепра, где постоянно подвергался ожесточенным атакам с воздуха и артиллерийским налетам. В наших частях не было вооружения для стрельбы по воздушным целям, и, зная об этом, немецкая авиация безнаказанно, на бреющем полете, непрерывно наносила бомбовые удары и обстреливала наши позиции пулеметно-пушечным огнем. Тогда мною было предложено командиру части вести по самолетам противника огонь из пулеметов «Максим», ручных пулеметов и ПТР, с использованием колес от повозок, т.е. сделать из них своеобразные турели. Командир части одобрил это предложение и в течение всего одного дня такие турели, позволившие вести круговой обстрел по низколетящим целям, были сделаны. Немецкие летчики моментально изменили тактику - бомбометания и обстрелы стали вести с больших высот, что существенно снизило численность потерь в личном составе.
Часть нашей обороны проходила по Кинбургской косе, где в далеком прошлом храбро сражались солдаты под командованием великого полководца А.В. Суворова. Узнав об этом, наши бойцы проявляли массовый героизм и не позволили немецким и румынским войскам высадиться на нашем берегу и выйти в тыл наших передовых частей. После штурма Перекопа, Ишуньских оборонительных рубежей и тяжелейших боев за Севастополь наши войска освободили Крым. Для предотвращения возможной высадки немецких войск на западном побережья Крыма, части 116 Укрепрайона заняли оборону на рубеже Перекоп - Евпатория. Решением Ставки Верховного Главнокомандования в ноябре 1944 года наш Укрепрайон был передислоцирован в Азербайджан, где занял оборону по границе с Ираном (по реке Аракс). На этих рубежах нас и застало окончание Великой Отечественной войны.
Победа нашего народа стала возможной потому, что все люди нашей многонациональной страны глубоко и преданно любили свою Родину, упорно и настойчиво сражались на всех фронтах и на море, люди тыла день и ночь боролись за хлеб, создавали вооружение и технику, обеспечивали фронт всем необходимым. Героизм был массовым. Организующей силой как на фронте, так и в тылу, была коммунистическая партия и комсомол. Необходимо отметить, несмотря на то, что в то время не было таких средств массовой информации, какие имеются в настоящее время, своевременная информация о ходе боевых действий на фронтах, о трудовых делах в тылу, передавалась очень оперативно. Особая заслуга в этом фронтовых газет, которые быстро и доходчиво доносили до людей правду фронтовой жизни. Большая заслуга в утверждении духа победы принадлежит деятелям культуры и литературы. Приезд известных музыкальных исполнителей и ансамблей, фронтовых бригад, даже показ кинофильмов передвижными киноустановками для каждой части был настоящим праздником. Подавляющее число людей, в массовом порядке, добровольно, сдавало в фонд Победы свои драгоценности и денежные средства. Офицеры свое денежное довольствие также вносили в фонд защиты страны. Мои родители, будучи в преклонном возрасте, сразу после освобождения Воронежа, со своей пасеки безвозмездно передали для госпиталей и больниц города более 500 кг меда. И таких примеров масса.
После войны я продолжил службу в Вооруженных силах. В 1956 году закончил Военно-транспортную академию в Ленинграде и, получив дипломом инженера-автомобилиста, прошел последовательно должности заместителя командира полка по технической части, начальника армейской авторемонтной мастерской, заместителя начальника автослужбы армии. Командование, учитывая мои фронтовые заслуги и опыт эксплуатации автотехники в войсках, назначило меня руководителем военных представительств (ВП) на Горьковском автомобильном заводе, Ульяновском автомобильном заводе, Павловском автобусном заводе и ряде других. Как известно, приемку техники для Вооруженных сил, будь то танки, БТР, самолеты, подводные лодки или автомобили осуществляли военные представительства непосредственно на предприятиях. На них была возложена важная задача - обеспечить прием техники в строгом соответствии с технической документацией. Военные представительства принимали участие в разработке, испытаниях, производстве и отправке техники в войска, исходя из опыта прошедшей войны, добивались от конструкторов создания образцов новой техники с учетом их качества, надежности, проходимости.
Победа в Великой Отечественной войне вернула страну к мирному труду. Чтобы наилучшим образом обеспечить нужды Вооруженных сил и всех отраслей народного хозяйства в мирное время требовался стратегический план развития автомобилестроения. И такой план технической политики отрасли был разработан, тем самым было положено начало научному планированию развития автомобильной промышленности. В этом плане были определены требования к автомобилям, отвечающие условиям эксплуатации в нашей стране. Основными из них являлись: надежность машин, унификация их элементов, простота обслуживания, ремонта, облегчение труда водителей, возможность их использования как в народном хозяйстве, так и в войсках.
С учетом вышеуказанных требований на Горьковском автозаводе (ГАЗ) были сконструированы и поставлены на промышленный поток, взамен ранее выпускавшихся автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63 - 2-х тонные ГАЗ-66, 4-х тонные ГАЗ-53А, а также гусеничные транспортеры ГТ-СМ и ГТ-МУ. Широкое применение, как в народном хозяйстве, так и войсках получил автомобиль высокой проходимости ГАЗ-66. Высокую оценку заслужил этот автомобиль и за рубежом, где успешно эксплуатируется и поныне. Чем же знаменит этот автомобиль? Прежде всего, высокой проходимостью: он способен двигаться по бездорожью, сыпучим пескам, по снежной целине, и даже преодолевать водные преграды. У машины увеличены дорожный просвет и размер шин, установлены коробка отбора мощности, привод лебедки и др. Шины с регулировкой внутреннего давления с места водителя. Автомобиль перевозит в кузове до взвода личного состава или груз весом до 2-х тонн. Этому автомобилю первому в стране был присужден «Знак качества». В разработке конструкции, освоении производства и последующих доработках по совершенствованию этого автомобиля помимо конструкторского бюро завода, НИИ, должностных лиц Центрального автотракторного управления МО (ЦАВТУ МО), принимал участие коллектив военного представительства на Горьковском автомобильном заводе, где работал и я.
Остановлюсь на ряде конкретных примеров влияния аппарата ВП на разработку и совершенствование автомобилей ГАЗ: по нашему предложению был принят окончательный вариант компоновки автомобиля ГАЗ-66 с расположением кабины над двигателем (такая компоновка в нашей стране была применена впервые); из-за невозможности устранения вмятин передних угловых поверхностей кабины, стали устанавливать съемные панели. Активное участие военного представительства в ходе подготовки автомобиля ГАЗ-66 с использованием двигателя Заволжского моторного завода позволили в короткое сроки устранить ряд производственных и конструкторских дефектов. В результате модели был присвоен Государственный знак качества.
По обоснованным расчетам ВП руководство ЦАВТУ МО добилось издания Постановления Правительства СССР об организации производства гусеничных транспортеров ГТ-СМ и ГТ-МУ на вновь созданном заводе-смежнике ГАЗа в городе Заволжье (33 ГТ). Уже в 1967 году был начат выпуск этих машин с законченным циклом производства. Широкое применение данные машины нашли в войсках, расквартированных на далеком Севере, Камчатке, Дальнем Востоке, где они являлись единственным транспортным средством в условиях глубоких снегов и заболоченных мест. Они свободно преодолевали сложные высоты, снежные покрытия, бездорожье, реки и болота. Поэтому эти транспортеры нашли широкое применение у нефтяников и газовиков при проведении геолого-разведочных работ и доставки вахтенных смен на буровые. Широкое применение они нашли в поисковых группах при поиске космонавтов во время их приземления на воду или в непроходимые болота.
Аналогичная работа проводилась в ходе конструкторской разработки и подготовки к производству гусеничных транспортеров ГТ-СМ и полубронированной модификации ГТ-МУ. Эти транспортеры создавались по заказу ЦАВТУ МО и предназначались для перевозки огневых расчетов (7 человек) с минометами и боеприпасами, а полубронированные - для перевозки тяжелораненых с поля боя. В годы войны раненых вытаскивали, как правило, девушки-санитарки. Это была неимоверно трудная задача. Гусеничный транспортер эту задачу выполнял безопасно, надежно и под защитой. Мне, как руководителю военного представительства, участнику Великой Отечественной войны и имеющего опыт эксплуатации военной техники в войсках, пришлось внести в конструкцию этой машины ряд конструктивных поправок, которые существенно повысили ее надежность. На транспортерах ГТ-МУ, применяемых в горных условиях Афганистана, выявилась необходимость ведения огня личным составом из машины на ходу. С этой целью, по моему предложению, в броневом корпусе были изготовлены бойницы для стрельбы из автоматического оружия и откидная бронированная защита от обстрела противником с горных высот. Это позволило надежно защитить экипаж и перевозимый личный состав. Сотни людей были спасены от гибели.
За участие в разработке и производстве гусеничных транспортеров я был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Много труда и времени отдано написанию совместно с другими ветеранами серьезного и объемного труда в двух томах - история создания автобронетанковой техники Вооруженных сил СССР - «Огонь, броня, маневр». Во 2-ом томе напечатана моя статья «Высокая проходимость и надежность автомобильной техники - основа современной армии». За службу Родине в годы войны и последующее время награжден орденами «Отечественной войны» 2-й степени, «За службу Родине» 3-й степени, «Красной Звезды», «Знак Почета» и 21 медалью. После окончания службы в Вооруженных силах, я не прекращал активный образ жизни. Одним из главных факторов поддержания здоровья в таком возрасте стали ежедневные прогулки по излюбленным склонам Крылатских холмов в направлении Гребного канала. Определенное время был в составе Совета ветеранов при ДЭЗе. Периодически выступал перед учениками школы №1130. Немало сделано и в общественной работе по благоустройству одного из красивейших районов Москвы - Крылатского. По моим предложениям управа района устранила ряд недостатков, мешающих жителям.
Оглядываясь на пройденный жизненный путь, из которых 46 лет мною отданы службе в Вооруженных силах Родины, я глубоко убежден в том, что мой труд не пропал даром. У меня прекрасная семья, два моих сына пошли по моему пути, закончив военные училища и академии, честно и добросовестно выполнили свой воинский долг перед народом и государством. Особо важным делом считал и считаю активное участие в воспитании своих пятерых внуков и двух правнуков. К счастью, взрослые внучки получили высшее образование, трудятся, имеют свои семьи. Шестилетняя внучка Настя активно занимается фигурным катанием, где показывает неплохие результаты. Шестнадцатилетний внук Иван увлечен компьютерной техникой. Меня это очень радует.
В 2010 году наш народ и все прогрессивные люди земли будут отмечать 65-летие Победы над фашисткой Германией. Хотя все дальше по времени отодвигаются эти судьбоносные события нашей истории, не тускнеет слава Великой Победы. Сейчас, тем кто жив, необходимо с еще с большей активностью продолжать рассказывать молодому поколению о том, как наша Родина и весь наш народ после тяжких поражений нашли в себе силы выстоять и разгромить непобедимую, как казалось, немецко-фашистскую армию. Это важно еще и потому, что на Западе, и, в частности, в США, некоторые современные политики пытаются принизить значимость Победы, добытой нашим народом и ее славной Красной Армией, которая не только освободила свою территорию, но и избавила страны Восточной Европы от немецко-фашистского сапога, дала этим народам свободу и независимость, создала условия для мира и процветания.
Мы, ветераны войны и тыла, приветствуем призыв Президента РФ Д.А. Медведева о разработке комплекса мероприятий, связанных с предстоящим юбилеем, усилением воспитательной работы с молодежью в духе патриотизма, любви к своей Родине, правды о нашем народе, его решающем вкладе в сохранение мира на земле. Заканчивая свои воспоминания, хотел бы пожелать всем ветеранам войны и тыла благополучия, стойко переносить трудности наших дней в надежде на мир и процветание нашей великой Родины. Обращаюсь и к молодым ребятам, которым предстоит служба в армии: с первых дней службы и до конца добросовестно выполняйте приказы командиров и те обязанности, которые изложены в уставах, настойчиво изучайте военную технику и вооружение; закаляйте себя, стойко переносите неизбежные физические нагрузки; и главное - любите беспредельно свою Родину, которую мы, фронтовики Великой Отечественной войны, оградили от коварного и жестокого врага, и также, как мы, мужественно защищайте ее в бою, если возникнет такая необходимость.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Просмотров: ( 1779 ) Комментариев: ( 0 )

Рейтинг@Mail.ru