1
Навигация

Опросы
Чем для Вас является Победа СССР в Великой Отечественной войне?

1. Только страничка в мировой истории
2. Победа явилась результатом сплочения сил граждан СССР под руководством И. В. Сталина.
3. СССР победил благодаря вступлению в войну сил союзников.
Затрудняюсь ответить


» » Бодунов Николай Кузьмич - В БОЯХ АВИАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Бодунов Николай Кузьмич - В БОЯХ АВИАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Родился 25 апреля 1922 года в городе Бежецк Кашнинской области.


Бодунов Николай Кузьмич - В БОЯХ АВИАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
В семье я был четвертым ребенком, у меня были два брата и сестра. Я никогда не мечтал быть военным, в детстве стремился к учебе, хотел выбрать специальность строителя электростанций. Однако в жизни все сложилось иначе. В 1936 году мы всей семьей переехали в небольшой город Старица Тверской области, известный еще со времен Ивана Грозного, проживавшего там какое-то время. Здесь я поступил в 8-й класс Старицкой средней школы, которую окончил в 1940 году. Город Старица расположен по обе стороны реки Волги в ее верхнем течении.
Уже тогда в стране чувствовалось приближение войны и молодежь призывали быть готовыми к отражению возможного противника. На занятиях в школе, на уроках физподготовки и военного дела мы сдавали нормы на оборонные значки (ГТО, ГСО, ПВХО, значок «Ворошиловский стрелок»), участвовали в различных спортивных соревнованиях. В городе была парашютная вышка и молодежь охотно совершала прыжки, используя вышку как аттракцион. По линии ДОСААФ (добровольное общество содействия авиации, армии и флота) был организован планерный кружок, в котором я тоже участвовал. Однажды, с показательной целью инструктор-планерист во время праздника «Дня воздушного флота» совершил перелет с противоположного крутого берега Волги на песчаную косу внизу на реке. Хотя полет был не совсем удачным, нам было очень интересно. В городе существовало общество спасения на воде (ОСВОД), где многие ребята, в том числе и я, осваивали технику и приемы спасения утопающих, плавание, ныряние, греблю на шлюпках, устройство и пользование легко-водолазным костюмом, сдали нормы и получили значки «водоспасатель».
По существовавшему тогда закону, юноши, окончившие среднюю школу и достигшие 18 лет, должны были служить в армии, или поступать в военное училище. В октябре 1940 года я и большинство моих товарищей были призваны в армию. Я служил в инженерных войсках, изучал строительство тяжелых механизированных понтонных мостов и саперное дело. В мае месяце 1941 года был направлен на учебу в 1-е Московское авиационное училище связи, что в Петровском парке, где стал курсантом училища. Жили в палатках в летних военных лагерях возле Каширы. Там мы изучали современную для тех времен радиоаппаратуру самолетов-бомбардировщиков, способы приема и передачи радиосигналов с помощью азбуки Морзе. Осваивали специальности радиомехаников и стрелков-радистов.
На воскресенье 21 июня 1941 года было запланировано открытие лагерей, прием родителей и гостей. Однако все произошло иначе. Мы заслушали сообщение правительства, узнали, что началась Отечественная война. В тот же день на краю леса, у реки, курсанты начали строить бомбоубежища и «щели». Так как рядом с военным лагерем был важный стратегический объект – железнодорожный мост через реку Оку, его окружили зенитными батареями. И своевременно. Уже в июле 1941 года начались массированные немецкие бомбардировки. Каждый раз по тревоге курсанты занимали места в «щелях». Во время бомбометания был слышен постоянный свист бомб и сыпались осколки от разрывающихся зенитных снарядов. Такие бомбардировки и стали для нас «боевым крещением».
25 июля 1941 года начались частые бомбардировки Москвы. Курсанты вернулись в московские корпуса училища и стали его готовить к эвакуации. Москва изменилась. Вечером весь город затемнялся, окна во всех домах были заклеены лентами. В Петровском парке расположились зенитные батареи, прожекторы, блиндажи. С появлением вражеских самолетов прожектора брали неприятельские самолеты в перекрестке лучей и вели интенсивный зенитный огонь. Курсанты, дежурившие в это время на крышах зданий, выполняли противопожарную миссию: сбрасывали с крыши или тушили зажигательные бомбы. Через некоторое время училище было эвакуировано и мы учились уже в Сызрани. Снова жили в палатках. Вскоре из числа курсантов некоторые были отобраны для ускоренного обучения и отправки в действующую армию.
Я был выпущен из училища в звании сержанта авиационной техники в ноябре 1941 года и направлен во вновь сформированный авиационный 646 легко-бомбардировочный полк 2-й Воздушной армии (2 ВА) на должность радиомеханика эскадрильи. Полк был сформирован на базе Мелитопольского авиационного штурманского училища в то время базировавшегося в г. Новокузнецк. На вооружении полка были самолеты типа Р-5. По своему назначению это были самолеты-разведчики, экипаж которого состоял из двух человек: летчик и стрелок-бомбардир. Р-5 имел вооружение: пулемет, стреляющий через винт и турельный пулемет типа ШКАС. На самолет подвешивались бомбы на внешние держатели до 400 кг. Предполагалось, что Р-5 будет использоваться как ночной бомбардировщик.
В момент моего прибытия в часть, ее летный состав отбывал на фронт, в действующую армию, на аэродром в районе города Лебедянь. Этот аэродром располагался примерно в 40 км от линии фронта. Для облегчения ориентировки в ночное время вблизи аэродрома был установлен зенитный прожектор, который, периодически качаясь в сторону линии фронта, указывал возвращающимся с задания пилотам путь домой. Для обеспечения посадки своих самолетов на короткое время для освещения взлетно-посадочной полосы (ВПП) включались посадочные прожектора. Это демаскировало место расположения аэродрома и создавало опасность ответного удара. В первую же неделю мы подверглись такому ответному удару противника. Неприятельский самолет включил аэронавигационные огни, снизился и сбросил серию бомб, повредил ВПП. Однако серьезных жертв не было. Чтобы избежать подобных ударов, в нескольких километрах от аэродрома нами был оборудован ложный аэродром с имитацией самолетов, ВПП, электрических посадочных «Т» укрытий в виде «щели» и пр. Все оборудование включал специалист, как только слышал приближение неприятельских самолетов. Для того, чтобы предупреждать свой личный состав о приближении противника, в разные стороны от аэродрома высылали т.н. «слухачей», которые хорошо различали характерный гул немецкого самолета. Если они слышали «завывающий» гул немецкого самолета, он давали вверх красную ракету. Ее видели на аэродроме и по команде руководителя полетов выключали весь свет, работающие двигатели самолетов и автомашин. Жизнь на аэродроме на короткое время замирала. После отбоя тревоги жизнь продолжалась своим чередом.
В конце декабря мы перебазировались на новый полевой аэродром на территории отбитой у немцев в селе Архангельское. Помню, что всюду была разбитая немецкая техника, разрушенные дома, а на околице лежали неубранные трупы немецких солдат. 31 декабря 1941 года получил неожиданную радостную новость - из Последних известий по радио узнал, что освобожден мой родной город Старица. Зимой 1942 года готовилось наступление наших войск на Брянском направлении. Прибывала техника. Противник обнаружил наш аэродром и нанес штурмовой удар. Поэтому вскоре наша часть была перебазирована в район Воронежа.
Летом 1942 года в районе Ефремова на самолете Р-5 я вместе с летчиком летал на разведку за линию фронта. При возвращении, уже на подлете к родному аэродрому, нас атаковал немецкий истребитель Ме-109. Обладая высокой скоростью, он пытался нас сбить, заходя в хвост. Тогда мы опустились очень низко к земле, начали маневрировать, а я отстреливался из пулемета ШКАС. Немец все-таки смог сделать несколько заходов и, наконец, попал в двигатель. Двигатель заглох, самолет стукнулся об землю, колеса отлетели на десятки метров, самолет разбился в щепки. К счастью оба остались живы. Когда я пришел в себя, увидел, что передо мной стоят два деревенских мальчика. У ребят мы выяснили, где находится правление колхоза и оттуда связались со своей частью. На наше счастье, нас сбили на своей территории.
В декабре 1942 года я был вновь направлен в 1-е Московское авиационное училище связи для повышения квалификации. Начали изучать не только отечественное радиооборудование новых самолетов, но и американскую радиотехнику. Закончил училище в феврале 1944 года, получил звание техник-лейтенант и был назначен на должность начальника вновь созданной специализированной полевой авиационно-ремонтной мастерской (СПЕЦПАРМ) во 2 ВА Авиадивизии и 5 Штурмового Авиакорпуса (Командующий Н.П. Каманин). Мы осуществляли контроль и реставрацию всего авиационного оборудования этих частей. Наносили штурмовые удары по противнику в Ясско-Кишиневской операции, участвовал в освобождении Вены и Праги уже в составе 2-го Украинского фронта и 5-й Воздушной армии (5 ВА).
Войска Красной армии продвигались вперед стремительно. В такой обстановке были случаи, когда разведданные о местоположении наших войск отставали от фактического положения. Могли возникнуть ситуации, когда наши самолеты-штурмовики по ошибке штурмовали бы свои войска. Чтобы такого не произошло, для корректировки ударов наших штурмовиков в наступающие дивизии посылали офицеров связи с соответствующей наземной связной радиоаппаратурой. Офицеры связи связывались с ведущими группы штурмовиков, которые лишь после подтверждения задания, осуществляли запланированную штурмовку реактивными снарядами неприятеля. Это существенно повысило эффективность. Обычно группы штурмовиков летали в сопровождении самолетов-истребителей, которые в воздухе защищали их от возможных нападений вражеских истребителей. Это достигалось, в том числе, и за счет использования связной радиоаппаратуры, исправность которой обеспечивала служба радиоавиаспециалистов.
Конец войны я встретил под Прагой. Однако боевые действия для нас закончились лишь 12 мая. В сентябре 1945 года я стал слушателем подготовительного курса ВВИА им. Жуковского. Окончил электротехнический факультет в 1952 году и был зачислен в адъюнктуру кафедры авиаприборов и автоматики ВВИА им. Жуковского. В то время в адъюнктуре была сформирована группа научных работников, занимавшихся разработкой систем управления самонаводящихся снарядов особого класса. В качестве трофеев в Академии находились несколько типов управляемых ракет. Это были ФАУ-1, ФАУ-2, управляемая авиабомба ФРИЦ-Х, крылатая ракета фирмы Хейншель (HS-293).Обобщив трофейный материал, наши специалисты разработали самонаводящуюся одноканальную ракету, не имеющую аналогов в мире. Она отличалась меньшим весом и габаритами и иным принципом действия по сравнению с ракетами «самолетной» схемы.
Работа в этом направлении шла совместно несколькими НИИ и КБ и завершилась принятием ракеты на вооружение. Ракета использовалась как противотанковое управляемое оружие. На базе нашей ракеты, были созданы переносные управляемые ракеты для стрельбы по низколетящим целям. Они отличались высокой точностью попадания и были удобны в применении.
Совместно с развитием автоматики, электроники, ракетной и вычислительной техники, в 60-е годы постепенно создавалась база для зарождения космонавтики. По инициативе С.П. Королева возникает центр подготовки космонавтов. Во главе ЦПК встал Н.П. Каманин (бывший командир 5-го штурмового авиационного корпуса 2-й ВА), была создана техническая база, лаборатории, подобраны преподаватели. Осуществлен отбор кандидатов в космонавты. Из 200 специально отобранных человек, было оставлено 20 человек. Первые космонавты (Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Быковский) посетили космодром Байконур и были на испытаниях корабля «Восток». Первые полет Ю.А.Гагарина на корабле «Восток-1» был осуществлен 12 апреля 1961 года. Это был величайший триумф Советского Союза. Второй полет совершил Г.С.Титов на корабле «Восток-2» 6 августа 1961 года. В 1962 г. в космосе встретились «Восток-3» и «Восток-4», Андриан Николаев и Павел Попович. Далее в космос полетели Валерий Быковский 1963 («Восток-5»), Валентина Терешкова («Восток-6») и многие другие.
Специально для космонавтов была создана учебная группа (группа Гагарина), обучавшаяся по специальной программе преподавателями ВВИА им. Жуковского. Была создана и вторая учебная группа космонавтов, обучавшихся в ВВИА (группа Терешковой). С этими космонавтами вел учебные занятия и я – доцент кафедры автоматики ВВИА им. Жуковского.
Кафедра, на которой я проработал вплоть до выхода на пенсию, вела большую учебно-методическую, редакционно-издательскую и научную работу. Имею список печатных трудов до 80 наименований. Мною в соавторстве изданы 7 учебников в области авиационной автоматики и вычислительной техники.
В качестве учебника по основам автоматики и вычислительной техники для высших летных и штурманских училищ ВВС Главкомом ВВС был рекомендован учебник, где соавтором и редактором являюсь я. Также рекомендован мой учебник для курсантов Авиационно-технических училищ. Для иностранных слушателей специального факультета, рекомендованы три учебника по автоматике и вычислительной технике: на английском, французском и испанском языках. Мною также изданы два учебника для инженерных факультетов ВВИА.
Доцент, кандидат технических наук. Награжден орденами: Отечественной войны 2-й степени, Красной звезды и 20 медалями. Имею троих детей и шестеро внуков.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Просмотров: ( 1926 ) Комментариев: ( 0 )

Рейтинг@Mail.ru