1
Навигация

Опросы
Чем для Вас является Победа СССР в Великой Отечественной войне?

1. Только страничка в мировой истории
2. Победа явилась результатом сплочения сил граждан СССР под руководством И. В. Сталина.
3. СССР победил благодаря вступлению в войну сил союзников.
Затрудняюсь ответить


» » Андриясов Александр Сергеевич- "ПРОЙДЕНО МНОГО МОРСКИХ МИЛЬ
Андриясов Александр Сергеевич- "ПРОЙДЕНО МНОГО МОРСКИХ МИЛЬ
Родился 12 мая 1927 года на Дальнем востоке, в селе Юбилейное Амурской области, на берегу реки Зея.


Андриясов Александр Сергеевич- "ПРОЙДЕНО МНОГО МОРСКИХ МИЛЬ
Когда началась война, мне было всего четырнадцать лет, только–только окончил пять классов средней школы. Но уже в августе 1941 года, я и несколько моих одноклассников пришли в военкомат, записываться добровольцами. У меня, мальчишки, уже тогда была мечта –как старший брат, Леонид Андриясов, стать моряком, который к тому времени служил на Тихоокеанском флоте, и в телеграмме домой написал, что его перебрасывают на запад, на фронт, биться с фашистами.
Военком района принял наши заявления, но ответил, что мы все-таки слишком малы для того, чтобы идти на войну. «Вы вот что, - посоветовал офицер, - вы поступайте-ка поскорее в ОСАВИВХИМ, поучитесь воевать пока там. Будете изучать стрелковое оружие, гранаты, научитесь стрелять, а там уже видно будет, что с вами делать». Я занимался там долгих десять месяцев. Наступил тяжелый для родины 1942 год. Томительно тянулись дни обучения – замерзал окруженный в блокаде Ленинград, враг наступал по всем направлениям, в составе специальной морской бригады бился за Сталинград мой старший брат. Благодаря хорошему зрению меня научили хорошо стрелять, точно метать бутылки с зажигательной смесью, но долгожданной военкоматовской повестки я все еще не получил. К лету 1943 года я закончил семь классов средней школы. Тогда же вышло постановление Советского правительства и Центрального Комитета комсомола - разрешить призывать в военно-морской флот комсомольцев добровольцев, которым исполнилось 16 лет и имеющих семь классов образования. Наконец-то сбылись мечты. Дали ход моему заявлению двухгодичной давности. Меня не только призвали в армию, я, как и мечтал, стал моряком, точнее краснофлотцем Тихоокеанского флота.
Тысячу шестнадцатилетних добровольцев послали в учебный отряд острова Русский, под Владивостоком. Тяжело пришлось юным морякам на первых порах. Не нашлось формы подходящего размера, подростки буквально тонули в ней, почти всем пришлось уменьшать ее самостоятельно. В отряде было несколько отделений – Школа Связи, Школа Оружия, Объединенная Школа и т.д. Офицеры отряда так же отметили мое хорошее зрение, я был распределен в Школу Оружия и направлен на обучение специальности дальномерщика-визирщика. Дальномером оказался специальный прибор на корабле, определяющий расстояние до противника. Визир давал данные о противнике – скорость судна неприятеля, водоизмещение, возможное вооружение. Обучение в отряде острова заняло также десять месяцев. В июне 1944 года в звании старшего краснофлотца, в должности главного стереоскописта (оценивающего расстояние до противника), я был откомандирован на крейсер «Калинин». Моей рабочей мастерской стали шесть огромных шестиметровых дальномера. Командованием Тихоокеанского флота перед крейсером и его экипажем ставилась одна задача – подготовка к войне с Японией. Вскоре меня избрали секретарем комсомольской организации крейсера. Молодые комсомольцы «Калинина» понимали, что война с Японией неизбежна, и, тем не менее, мы продолжали регулярно подавать заявления с просьбой отправить нас в действующую армию, на фронт. Командиры неизменно отвечали: «Подождите, дойдет очередь и до вас…».
Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года. День Победы был торжественно отмечен на «Калинине». Еще целых два месяца не происходило никаких боев с регулярной армией Японии, которая увязла в воздушных и морских боях с Соединенными Штатами Америки. Однако, согласно знаменитым ялтинским договоренностям между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом в августе 1945 года СССР объявил империалистической Японии войну.
Ранним утром 8 августа на «Калинине» объявили тревогу. Моряки просыпались не только от тревожных сигналов сирены, но и от все нарастающего шума сотен советских бомбардировщиков, летящих к японским военным базам. Так для меня началась настоящая война. В войне с империалистической Японией – мы не только выполняли условия союзнического договора, но и освобождали исконно русские земли: Южный Сахалин и Курильские острова, захваченные еще в далеком 1905 году. Несмотря на договор о ненападении, Япония, держала в Китае, Корее и Маньчжурии, непосредственно у границ СССР, миллионную Квантунскую армию, грозя при любой удобной возможности вторгнуться на советскую территорию. Предупреждая враждебные действия японцев, в самые короткие сроки к восточным границам были переброшены крупные войсковые соединения, базирующиеся в Чите, Хабаровске, Владивостоке. Для высадки непосредственно на территории Японии Красной армией был подготовлен десант. Перед крейсером «Калинин» была поставлена боевая задача – сопровождать находящийся на торпедных катерах и тральщиках военный десант, от Владивостока до города Сейсин в Северной Корее, и не дать неприятельским кораблям подойти со стороны островной Японии. Операция была проведена столь стремительно, что японцы не послали к своим на выручку ни одного корабля. Сейсин был захвачен. Каждый день войны Тихоокеанский флот, а значит, и крейсер «Калинин», помогал освобождать континентальную территорию от японцев. Война для меня оказалась скоротечной, всего до 3 сентября 1945 года. В этот день на американском авианосце был подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась. За участие в ней я получил свою первую медаль - «За победу над Японией».
После войны решил избрать путь морского офицера. Вскоре я был вновь отправлен во Владивосток, теперь на шестимесячные курсы офицерского состава, где получил звание лейтенанта. Прослужив на крейсере «Калинин» восемь лет, в 1952 году я был направлен в Политуправление Тихоокеанского флота, на должность старшего инструктора по комсомольской работе, направление – корабли. Облазил я тогда весь север, от Чукотки до Порт-Артура с инспекциями по личному составу, проверяя политическую подготовку младшего офицерского состава. После был вызван на работу в Москву, помощником по комсомолу в Политотдел Главного Штаба военно-морского флота.
Два года служил в Управлении разведки флота. В 1961 году был создан Центральный Водноспортивный клуб Военно-Морского флота (ЦВСК ВМФ), начальство вспомнило об имеющимся у меня первом разряде по акробатике и меня назначило в этот клуб заместителем начальника клуба по политчасти. Клуб в то время располагался в самом начале Химкинского водохранилища, недалеко от спортивной трибуны «Динамо». Там все спортсмены, шутя, называли меня комиссаром. В клубе мне было поручено курировать следующие команды: парусных судов (яхт) различного класса, из которой мы смогли воспитать советских победителей знаменитой Английской Королевской регаты, академической гребли на всех классах лодок, именно у нас в одиночном разряде занимался С. Иванов, золотой призер Олимпийских игр в Японии, команду водных лыжников, водного поло, команду скутеристов, байдарок и каноэ.
Так случилось, что в 1962 году первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину королева Швеции подарила катер. Гагарин обратился к Главкому ВМФ, чтобы этот подаренный катер поставить в клубе ЦВСК ВМФ. В то время я временно исполнял обязанности начальника клуба. Главкомом мне была поставлена непростая задача – принять катер и оказать помощь Ю.Гагарину в изучении правил вождения водным транспортом и обучить его навыкам хождению на катере по воде. Сам Гагарин активно помогал мне в выполни задания командования – не пропускал ни одного теоретического или практического занятия, интересовался нюансами. Вскоре, после сдачи экзаменов в водной милиции в Химках, Гагарин получил права. А значит у меня появилась новая обязанность – лично обеспечить безопасность Юрия Алексеевича и других космонавтов, которые будут пребывать с ним на базу клуба для походов в акватории Химкинского водохранилища. Так, выполняя свою работу, я познакомился и с семьей Гагарина, и с отрядом первых космонавтов – Г. Титовым, В. Терешковой, А. Николаевым, П. Поповичем, В. Быковским. Каждый выход на воду катера, на котором находился Гагарин и его друзья, я сопровождал на более быстроходном катере с крыльями, следуя тем же курсом, но чуть впереди. А на земле я ставил вместе с ними палатки, рубил кусты, обустраивать место отдыха. Однажды во время такой прогулки на мой борт попросилась Валентина Терешкова и попросила меня научить и ее водить катер. Валентина усвоила основные правила и уже через полчаса на открытой воде развила такую невообразимую скорость и стала выделывать такие невероятные кульбиты, что мне буквально пришлось самому сбросить газ. Да, персональная ответственность за жизнь космонавтов оказалось действительно делом трудным и рискованным.
В октябре 1965 года я вновь вернулся на Север - меня назначили начальником политотдела бригады резерва кораблей Северного флота, которая базировалась на Соловецких островах. Об этих островах много написано, хотелось бы и мне рассказать об этом уникальном архипелаге. Соловки начали обустраивать в 30-х годах 15 века монахи Савватий, Герман и Зосима. Ими на большом Соловецком острове была освящена первая деревянная келья, после чего началось строительство Соловецкого кремля-монастыря. На острове сотни озер, почти все они соединены рукотворными каналами. Одна из первых гидростанций построена здесь, и первый док для ремонта кораблей тоже построен здесь же. В 1943 году на Соловках была создана знаменитая Соловецкая школа юнг. Эту школу закончил будущий знаменитый писатель Валентин Пикуль. Начиная с шестидесятых годов здесь расположилась бригада резерва кораблей Северного флота. Иными словами, место военных сборов уволенных в запас моряков. На нашей бригаде кораблей стояла задача: летом, на время сборов, принять приписной состав личного состава и провести для него расконсервацию кораблей. Постоянный гарнизон круглогодично нес дозорную службу в Белом море. После сборов корабли снова ставили на консервацию, а личный состав отправляли по домам по месту их жительства.
Честно говоря, без постоянной связи с большой землей, скучно жилось морякам на Соловках. Поэтому, помимо своих прямых обязанностей, мы, работники политотдела проводили культурно-массовую работу. Организовывали вечера отдыха, концерты, просмотр новых кинофильмов. выступали с лекциями и докладами на различные темы. Когда я прибыл на Соловки там в клубе был всего один баян. Много мне пришлось поработать для того, что бы когда я убывал с Соловков, меня провожали под звуки самодеятельного оркестра, который играл мою любимую «Славянку».
В 1968 году мне пришлось побывать в кругосветном путешествии… Но обо всем по порядку. В целях изучения условий маневренного базирования сил ВМФ в Индийском океане в 1968 году была сформирована экспедиция особого назначения с присвоением ей кодового названия «Прилив-2». Испытывалась возможность выполнения боевых задач без долгого захода в порт при помощи особых рейдовых «бочек» с оборудованием. В состав экспедиции вошло множество кораблей со всех флотов Советского Союза: подводные лодки Б-95 и Б-98 со вторыми экипажами на борту плавбазы «Иван Кучеренко», два корабля разведки, ракетный крейсер «Главный», плавучий кран КИЛ-21, с помощью которого погрузили основное рейдовое оборудование - 2 большие «бочки» в 50 тонн и четыре малых «бочек». Экспедиционное океанографическое судно (ЭОС) «Полюс» был выделен как штабной корабль. Все корабли должны были самостоятельно прибыть в Индийский океан в точку под названием Банка Фартюн.
Начальником экспедиции был назначен адмирал Владимирский Л.А. В состав руководства экспедиции вошло двадцать флагманских специалистов. Командиром отряда подводных лодок стал капитан 1 ранга Мерзляков, командиром ЭОС «Полюс» капитан 2 ранга Образцов Г.А., начальником штаба капитан 1 ранга Борисов В.С. Заместителем начальника штаба по политчасти назначили меня. Говоря военным языком, перед нами стояло три задачи. Первое: изучить возможности базирования кораблей в средней зоне Индийского океана. Второе: произвести межпоходный ремонт кораблей. И третье: проведение комплексных океанографических исследований. Срок выполнения задания – с октября 1968 по май 1969 года.
25 ноября 1968 года мы прибыли на место в Индийском океане в районе Банка Фартюн. В самые короткие сроки нами было смонтированы и спущены на воду плавучие «бочки», обустроено все рейдовое оборудование, дававшее кораблям возможность становиться на бочки и экономить моторесурсы, и даже сделана надпись «Принадлежность СССР». В январе 1969 года все работы были закончены и корабли убыли на свои флота. А ЭОС «Полюс» на борту которого я находился получил новое задание - совершить кругосветный поход по экватору и полностью замкнуть круг вокруг земли (совершить голубой виток). Во время кругосветного похода нам было разрешено зайти лишь в четыре страны. В каждом порту разрешалось быть лишь пять суток и проводить увольнения на берег личного состава под руководством офицера. 3 февраля 1969 года мы прибыли в Пакистан, в порт Карачи. На следующий день адмирал Владимирский нанес визит командующему пакистанским флотом вице-адмиралу С.М. Аксану, который пригласил офицеров нашего корабля на дружеский ужин в Дом Собрания офицеров. Удивительно, но в мусульманской стране не обошлось без 100 грамм. Уже в середине марта мы прибыли на Цейлон и 26 марта зашли в порт Коломбо. Здесь мы посетили и осмотрели храм Зубе Будда. 1 апреля наш корабль взял курс на Торессов пролив, соединяющий Индийский и Тихий океаны к северу от Австралии. В конце мая мы прибыли в Чили, в порт Вальпараисо, где нас хорошо встретило население этого города. Специально для чилийцев мы устроили день открытых дверей на «Полюсе», в ответ они показали нам веселое театральное представление. Покидая Чили наш корабль прошел Патагонскими каналами и зашел в порт Пунт-Аренас. После этого через Магелланов пролив мы вышли в Атлантический океан и далее в Средиземное море, где посетили порт Танжер в Марокко. Наш кругосветный поход завершился 27 июня 1969 года – мы пришвартовались в Лениграде. Накануне прибытия экипаж получил радиотелеграмму от главкома ВМФ С.Г. Горшкова: «Поздравляю личный состав корабля с успешным завершением кругосветного плавания, совершенного впервые с 1917 года!»
За период плавания кораблем ЭОС «Полюс» пройдено 49917,4 морские мили, ходовых часов – 4524, мы прошли Атлантический, Индийский, Тихий океаны, моря – Балтийское, Северное, Аравийское, Лаккадивское, Тиморское, Коралловое, Фиджи, Средиземное море, проливы и каналы – Каттегат, Зунд, Скачеран, Ла-Манш, Па-де-Кале, Мозамбикский, Торессов, Патагонский, Магелланов, Гибралтарский.
Заканчивал свою морскую службу я вновь на Северном флоте. Был начальником отдела кадров политуправления Северного флота, избирался секретарем партийной комиссии Северного флота. В 1986 году в звании капитана первого ранга, по возрасту уволен в запас.
Помните войну всегда! Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Просмотров: ( 3085 ) Комментариев: ( 0 )

Рейтинг@Mail.ru